Легендарное Советское кино 1960 - 1970-х

09 ноября 2012

Режиссёр Андрей Тарковский (1932 - 1986), сын известного поэта Арсения Тарковского, последние годы жизни был вынужден провести за границей. Там он снял ленты «Ностальгия» (1983) и «Жертвоприношение» (1986), ставшие своеобразным реквиемом своему создателю.

В поэтическом кино (ещё его называли живописным) преобладали специфическая стилистика, особая структура образа, символическая и метафорическая речь, а в прозе господствовала твёрдая опора на материал, документальность, внимание к характеру, психологизм.

Французская «Юманите» в 1969 году писала: «Нет ничего более прекрасного в области кино, чем фильм Тарковского "Андрей Рублёв". Перед глазами проплывает поток сознания героя, которому режиссёр отдал и некоторые из своих личных воспоминаний. Герой тяжело болен, находится на пороге смерти - и, собирая, складывая из осколков воспоминаний свою жизнь, он старается понять: кто он? зачем жил? в чем его вина перед близкими?


Самосознание, по Тарковскому, неотделимо от нравственного покаяния, а образы окружающего мира оказываются тем зеркалом, в котором отражается душа человека. Крупнейшие мастера отдали дань поэтическому кино: в Украине - Сергей Параджанов («Тени забытых предков», 1964; «Цвет граната», 1969), в Грузии - Отар Иоселиани («Листопад», 1966; «Жил певчий дрозд», 1970; «Пастораль», 1976); Тенгиз Абуладзе («Я, бабушка, Илико и Илларион», 1963; трилогия - «Мольба», 1968; «Древо желания», 1977; «Покаяние», 1987) и другие.

Столь высокую планку сумели удержать новые прекрасные ленты: снятая по роману Михаила Шолохова киноэпопея Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1976), начатое в 1970 году многосерийное полотно «Освобождение» Юрия Озерова (в неё вошли фильмы «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм»), картина «В бой идут одни старики» актёра и режиссёра Леонида Быкова. Последний, например, объединил в себе героическую и лирико-поэтическую традиции военного кинематографа, эпический жанр с драматическим и даже комическим. Особое очарование придали фильму популярные в годы войны песни.


Близким по стилистике стал и фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972), снятый по повести Бориса Васильева. История о пятерых девушках-зенитчицах и нестроевом старшине, которые, оказавшись на пути немецкой диверсионной группы, почти все гибнут, но уничтожают врага, тронула зрителей своим внутренним напряжением и драматизмом.

Завораживающая документальность, подчёркнуто сдержанная стилистика, прозаическая интонация стали поэзией фильма «Двадцать дней без войны» Алексея Германа по сценарию известного поэта и писателя Константина Симонова. В картине передаётся атмосфера войны, судьбы и правды, а главную роль в ней блистательно сыграл считавшийся до того в основном комическим актёром Юрий Никулин. Главная сюжетная коллизия - история внезапной, скоротечной и оттого печальной любви двух уже немолодых людей, офицера Лопатина и театральной костюмерши Нины Николаевны (эту роль исполнила Людмила Гурченко). Добиваясь хроникальной «ретроиллюзии», режиссёр выстроил картину серией якобы случайных эпизодов, маленьких новелл, неких «вспышек судьбы», до предела сжатых суровым военным временем.


В 1967 году режиссёр Владимир Мотыль снял картину «Женя, Женечка и «катюша», в которой на первый взгляд легко и беззаботно, как-то по-детски рассказывается история о совсем юном солдате Жене Колышкине, который до войны был студентом-филологом, о забавных случаях, которые приключаются с ним из-за его «интеллигентности», о рождении его первого большого чувства к неприступной связистке Женечке Земляникиной. Однако финал этой далеко не комичной истории грустен: война - не благородные поединки на шпагах, о которых так любил читать главный герой. Случайно и нелепо, когда уже почти отгремели бои, когда любовь уже взаимна, гибнет его Женечка – и Женя готов убивать сам, и убивает.


Следующая лента этого режиссёра - «Белое солнце пустыни» - была посвящена теме гражданской войны, точнее, первых послевоенных лет, когда Красная Армия боролась с басмачами в Средней Азии. «Белое солнце» тут же внедрился в культуру общества, стал частью советской жизни, а не просто любимым фильмом, буквально все фразы из него стали крылатыми. Его лихо закрученный сюжет определяли как «наш советский вестерн». Действительно, внешне это чистый «экшн» -выстрелы, бандиты, героические красноармейцы. Мотыль, однако, сказал о своем фильме так: «Фильм-легенда, фильм-сказание». Фёдора Сухова (актёр Анатолий Кузнецов) по любви народной можно сравнить разве что с Чапаевым, настолько живым и понятным стал образ героя.

«Вестерном» можно назвать и первый полнометражный фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), построенный по всем законам авантюрного жанра. Режиссёр вывел на экран свое представление о времени революции и гражданской войны так, как оно видится в юности, - романтично. Это картина о счастье единения, безусловной вере в мужскую дружбу, которой и предательство не помеха, в общее высокое дело.


Той же эпохе был посвящен и другой фильм режиссёра - «Раба любви», вышедший на экраны в 1975 году Членов кино-группы, снимающей «фильму» в занятом белой армией южном городе, казалось, совершенно не интересуют происходящие вокруг события - ни положение на фронтах, ни казни без суда членов красного подполья. Главным героем стал русский дореволюционный кинематограф, который авторы фильма показали с доброй улыбкой, но при этом сохранив точный, временами язвительный и безжалостный взгляд.

Тот же Никита Михалков прочитал «Пьесу без названия» Антона Чехова глазами своего поколения, создав картину «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), в которой свободно соединил различные произведения великого драматурга. Формулой успеха этого фильма стала драма, обрывающаяся в комедию - жестко и точно сказано в нём о судьбах людей, оказавшихся в пространстве безвременья.


В золотой фонд советской и мировой киноклассики вошёл четырёхсерийный фильм «Война и мир» (по роману Льва Толстого), в течение шести лет создававшийся на киностудии «Мосфильм» коллективом под руководством Сергея Бондарчука. Встреченная зрителями с большим интересом, эта картина в 1968 году была удостоена «Оскара». Несколько десятков музеев по всему СССР предоставили для этого свои фонды, а режиссёр всегда стремился снимать в скрупулёзно воспроизведённых интерьерах, на местах исторических событий.

В юности, перед тем как окончить актёрский факультет Харьковского театрального института, Леонид Быков (1928 - 1979) учился лётному делу и параллельно осваивал профессию автоинструктор. Поставленный им по воспоминаниям военных лётчиков фильм "В бой идут одни старики" (сам Быков сыграл в нём роль командира истребительной эскадрильи) стал данью памяти всем, кто не вернулся из боевых вылетов.

Киномир Шукшина - писателя и режиссёра - был иррационален, но полон доброты и жалости к людям: дурак здесь играет роль умного, а умный оказывается в дураках. Здешний герой - абсурден; он обретает смысл только в определённой среде, и если уходит, то только чтобы вернуться, потому что в одиночестве погибнет. Как ранний («Живёт такой парень»; 1964), так и весь классический, зрелый Шукшин построен на этом: «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1973). Внезапная смерть талантливого режиссёра и актёра в 1974 году на съёмках фильма «Они сражались за Родину» отозвалась в сердцах миллионов людей. И сегодня многие помнят и чтят его имя.


Едва начав снимать самостоятельно, Леонид Гайдай (1923 - 1993) сразу же проявил блестящий талант комедиографа. Вышедшая в 1961 году короткометражка "Пёс Барбос и необычный кросс" в считанные недели завоевала популярность. Такой же была судьба и большинства последующих фильмов этого режиссёра: "Самогонщики", "Деловые люди", "Бриллиантовая рука" (1968), "Иван Васильевич меняет профессию" и другие.

Ироничные фильмы режиссёра Эльдара Рязанова в течение не одного десятка лет пользовались огромной популярностью у советских зрителей. «Карнавальная ночь» (1957), «Гараж» (1979) и другие неизменно собирали у кино- и телеэкранов десятки миллионов зрителей. А впервые показанная в канун Нового Года картина «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (1975), по сути, является для жителей большей части бывшего СССР признаком скорого наступления этого праздника.
 
Облако тегов
 
все теги

Сегодня в кино
 

Самые обсуждаемые фильмы

1. Агенты А.Н.К.Л

В фильме Агенты А.Н.К.Л. двое главных героев - Наполеон Соло и Илья Курякин являются агентами специального подразделения U.N.C.L.E., которое борется с ...

2. Пятьдесят оттенков серого

В фильме Пятьдесят оттенков серого (50 оттенков серого) студентка-скромница за неделю до выпускного подменяет приболевшую лучшую подругу на её работе. ...

3. Аватар

Фильм Аватар - это история Джейка Салли, бывшего морпеха, который потерял возможность ходить. Его отправляют на далёкую планету Пандора, где земные ко ...

4. Как знать

В фильме Как знать... мы узнаем о взаимоотношениях бывшей софтболистки Лизы с двумя мужчинами: менеджером Джорджем, на которого завели дело за ущемлен ...

5. Мир Юрского периода

В фильме Мир Юрского периода знаменитый парк наконец-таки открывает свои двери для многочисленных посетителей, демонстрируя живых динозавров публике. ...

Новости кино

20 февраля 2018
Голлум из Властелина колец расстроился из-за новых ограничений в съемках секса...

19 февраля 2018
Россияне захотели посмотреть Смерть Сталина из-за запрета...

19 февраля 2018
Объявлены лауреаты BAFTA...

17 февраля 2018
Мединский пожаловался на клавишевтыкателей и тетушек из отдела кинопроката...

17 февраля 2018
Мэрилина Мэнсона обвинили в домогательствах к актрисам из Доктора Хауса...

16 февраля 2018
Минкульт выдвинул новые обвинения кинотеатру Пионер за Смерть Сталина...

16 февраля 2018
Дженнифер Энистон объявила о разводе со звездой Оставленных...

16 февраля 2018
Посетительниц Берлинале попросили одеваться менее откровенно...

16 февраля 2018
Гребенщиков обматерил лживый фильм Серебренникова о Цое...

15 февраля 2018
Актер фильма про куклу Чаки атаковал мать телефоном, украл машину и был задержан...

Статьи

Статьи

Rambler's Top100