«Отель Люкс» - не шедевр, но кино

25 января 2013

Двое друзей, комики Ганс и Зигги, успешно выступают в кабаре в качестве комедийного дуэта Адольф Гитлер - Иосиф Сталин. На дворе 1938 год, и их поступок сродни самоубийству. Правда, Ганс это осознает лишь после ареста Зигги, который вне сцены являлся ярым коммунистом.

Про Ганса же лишь можно сказать, что он пацифист, страстно жаждущий голливудской славы и влюбленный в Фриду фон Оортен - активистку немецкого Интернационала. Именно она и отправляет его в Советы, дабы спасти этого несчастного олуха от фашисткого режима.

И, в результате, наш комик попадает из огня да в полымя, так как в Москве его принимают за личного астролога Гитлера и отправляют пророчить судьбу самому Вождю... Комедия положений Леандера Хауссманна «Отель Люкс» посвящена мрачным страницам Истории и из-за этого порой оборачивается драматическим рассказом о судьбах немцев и русских. Но при этом она сохраняет на всем протяжении сюжета привкус лубка - даже в зачине, где действие происходит в Германии.


И у этого приема есть свои, существенные, причины. Ведь перед нами не историческое исследование, а своеобразная дань уважения классике кино, в которой так или иначе обыгрывались темы нацизма и коммунизма. И не даром на заднем плане мелькают портреты Чарли Чаплина, который еще в 1940 году спародировал «Великого диктатора».

А в образе Фриды то и дело проглядывают черты Марлен Дитрих и Греты Гарбо образца «Ниночки». Но подозреваю, что основная причина такого подхода к сюжету - та же, что и в «Железном небе» Тимо Вуоренсолы. Немецкая нация до сих пор не отойдет от грехов своих дедов и отцов, а посему лучшая панацея от стыда - это смех. С помощью юмора, по мысли Вуоренсолы и Хауссманна, немцы, в конце концов, избавятся от чувства вины. Хотя все эти мысли уже появляются после увлекательного просмотра.

Ведь в фильме «Отель Люкс» все, что может и заинтересовать (обрисовка быта немецких интернационалистов, проживающих в отеле), и рассмешить (финальный финт с прической и усами Сталина), и способствовать размышлениям (выдача немецких коммунистов Третьему рейху после подписания пакта Молотова—Риббентропа).


Увлекает и визуальное оформление картины, за которое ответственны оператор Хаген Богдански и художник Ули Ханиш. Особого упоминания достойны и актеры. Очень порадовал Валерий Гришко, сыгравший Вождя. В нем можно узнать все те комиксовые образы Сталина, которые превалировали в советском кинематографе 40-50-х.

А иногда при взгляде на него вспоминался «Ближний круг» Андрея Кончаловского. Создалось впечаление, что Гришко в рамках подготовки к роли пересмотрел все воплощения Вождя на экране. Что касается основного трио - Михаэля Хербига, Юргена Фогеля и Теклы Рутен, то оно великолепно вписалось в предложенные обстоятельства, а в Гансе Хербига порой узнаешь то Хамфри Богарта, то Индиану Джонса.

В целом, картина у Хауссманна получилась достойная просмотра, хотя бы однократного. Разумеется, не обошлось без недочетов (к ним можно отнести жуткий акцент некоторых актеров, игравших русских), но без них невозможно представить даже шедевры кино. И да, спасибо за Лаврентия Берию, который в финале образовался, словно Бог из машины... «Отель Люкс» в прокате с 24 января.
Rambler's Top100