Рецензия на «Элизиум: рай не на Земле»

10 сентября 2013

«Через пять дней вы умрете, благодарим за службу.
Это лекарство позволит функционировать вашему организму до самой смерти
».
Робот-надзиратель.

Этот фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, мы имеем дело с классическим вариантом блокбастера, снятого в лучших традициях этого жанра. С другой стороны – этот фильм претендует на научную фантастику со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Элизиум: Рай не на Земле» интересен как своей утопической идеей, решение которой не намечается даже к концу просмотра, так и исполнением.

Космическая станция «Элизиум» предстает небесным телом, на которое смотрит бедный мальчик, вместе со старой монахиней, станцией вращающей в черном космосе, а изнутри - элитными домами с зелеными лужайками, банкетами с шампанским, всегда красивыми людьми с идеальными лицами и телами. Там все говорят на французском и английском.

Элизиум: Рай не на Земле трейлер

То есть расслоение общества предстает и языковым расслоением - на Земле, по большей части говорят на испанском. Но именно на «Элизиуме» нам открываются мечты и фантазмы человечества.

Мед. капсула, с виду напоминающая солярий, способная восстановить любые функции организма, излечить от всех болезней за считанные секунды. Это называется «атомное переструктурирование». В век технологий с приставкой «нано» выглядит одновременно невероятным и ожидаемым.

Все это вступает в противоречие с другими пока для нас фантастическими элементами. Для того, чтобы вставить в мозг специально устройство записи и хранения информации необходимо вскрывать черепную коробку, внедрить его непосредственно в мозг, а устройство представляет собой чип с торчащими проводками, вполне себе представимый и сегодня. Скачка самих данных ничем не отличается от скачки фильма на торренте.


Такое несоответствие технологий можно объяснить различным уровнем прогресса Земли и Элизиума. Земля превратилась в одну большую страну третьего мира, которая оправдывает свое существование как источник ресурсов для «Элизиума».

Контроль общества осуществляется не специальными службами, а роботами с четко заданной программой. О том, к чему это может привести, режиссер удачно продемонстрировал, когда главный герой пытался с ними пошутить. Лишь робот «судья» говорит о том, что «сарказм» это одна из форм неповиновения.

Полицейские, надзиратели, судьи – все это работы, которые при общении измерят вам давление, пульс, температуру, и тут же предложат лекарства. Там по-прежнему выпускают Nissan GT-R (на самом деле выпускается с 2007 года), а угон машин, ограбление случайных залетевших на Землю жителей «Элизиума» и изготовление фальшивых меток гражданин космической станции - основной промысле местной преступности.

Персонаж Мэтта Дэймона, парень с непростой судьбой, но с мечтой. Режиссер в этом персонаже попытался воплотить все необходимые метки «героя»: тяжелое нищее детство, преступное прошлое, попытки выбраться из замкнутого круга и стать добросовестным гражданином общества (несмотря на то, что это уже не общество, частью которого хочется, кому бы то ни было становится), девушка, в которую он влюблен с самого детства, и конечно мечта, не дающая покоя.


Блокман не стал разыгрывать банальную победу добра над злом, а сделал из него такого героя, каким герои предстают в греческих трагедиях – мертвыми, после осознанно принятого решения пожертвовать собой во имя другого или во имя идеи.

Поступки ведущего отрицательного персонажа также обусловлены искренней верой в свои идеалы, а великолепная Джоди Фостер, фактически стала лицом и голосом современных националистов.

Интересно, что Элизиум снимался в Ванкувере, а трущобы Лос-Анджелеса в современном Мехико, не это ли показывает, что для жителей стран третьего мира, Ванкувер или любой другой развитый город – и есть Элизиум.


Сам Нил Блокман, родом из Йоханнесбурга и проблема социального расслоение общества, это то, что его волнует больше всего, а значит и является главным двигателем творчества. Многие ждали от фильма решения проблемы миграции, во всяком случае, предложения кого-то бы то ни было решения. Но его цель, и об этом он часто говорит в своих интервью, - это демонстрация. Красивая визуальная демонстрация со спец.эффектами, которые заставят людей думать над проблемами современного мира.

Есть уверенность, что этому фильму достанется и много критики (от поклонников Района №9) и много похвалы (от менее искушенного зрителя). В защиту творения Блокмана, можно сказать то, что в нем присутствует смысловая нагрузка и социальная проблематика, которые люди обычно не ожидают увидеть, собираясь на очередной «летний блокбастер».

Фильм «Элизиум: Рай не на Земле» заслуживает уверенные 9 баллов из 10.
Rambler's Top100