Высшее общество (High life)

21 апреля 2019

Люблю странные фильмы. Все эти отмороженные, медлительные артхаусы, которые нормальные люди выключают на середине со словами "Для кого эту муть вообще снимают?"

Отвечаю - её снимают для меня.

Понятно, что артхаус артхаусу рознь, и встречается совсем уж несмотрибельная дичь, но когда режиссер одарен мастерством, то просмотр его авторских картин неизменно вознаграждается – если не удовольствием, то как минимум необычным опытом.

Французская режиссёр…ка Клер Дени мастерством несомненно одарена. И хотя я не столь хорошо знаком с ее творчеством, но как минимум одну картину я не смогу выкинуть из памяти никогда - речь про фильм, "Что ни день, то неприятности". Эта лента почти не мелькала в моих топах и комментах, однако если бы меня попросили назвать десять самых странных фильмов эвер, то она бы туда попала.

"Что ни день, то неприятности" – это безумное сочетание невменяемого насилия, эротизма, отрывочного сюжета и подкупающей простоты. А ещё фильм снят вне всяких правил и канонов, отчего он немного ломает мозг при просмотре.

Примерно то же самое я могу сказать и про "Высшее общество" – картину чуть более лояльную к массовому зрителю (по крайней мере здесь никто не начинает пожирать своего партнера прямо во время секса), но такую же странную, нестандартную и извращенно-притягательную.

Странный космос

Чисто формально "Высшее общество" – это чистопородная фантастика без всяких вредных примесей. Недаром почти во всех рецензиях в качестве сравнений мелькают знакомые названия - от "Космической одиссеи" до "Пекла" и чуть ли не "Интерстеллара" (все эти фильмы можно посмотреть тут, если вы каким-то чудом их пропустили)

Картина Клер Дени и правда похожа на всю космическую фантастику разом, но стоит только посмотреть как этот фильм снят, и желание проводить параллели отпадёт. А из всего списка "похожих" фильмов останется лишь "Солярис", и это не случайно - в своё время Дени работала ассистенткой у Тарковского, его влияние чувствуется сразу.

Но к черту сравнения.

Суть "Высшего общества" довольно проста - в космосе летит корабль. Кораблём управляют преступники. Преступники творят какую-то жесть. А из внушительного пролога мы узнаем, что в итоге из всех персонажей на борту останется лишь Роберт Паттинсон да маленькая девочка, которой на борту изначально не было.

Всё.

Сразу хочу предупредить, что особой движухи можно не ждать: фильм неимоверно тягучий и заторможенный – как дурной сон. Кто-то из зрителей скажет - "скучно!", но тут могу сослаться на собственный опыт: я начал смотреть "Высшее общество" в полусонном состоянии, не планируя осилить фильм в один заход. Но в итоге я не только досмотрел фильм без пауз, но с меня вообще слетела всякая сонливость. Как будто потрясающая гипнотичность ленты позволяет отдохнуть за время просмотра.

Хотя чисто сюжетно к отдыху ничего не располагает. Клер Дени остается верна себе - фильм у нее получился по-хорошему мерзкий. Убийства, насилие, мрачный физиологизм, вечно фрустрированные, напряженные герои и эротизм, принимающий весьма извращенные формы. Не скандальные, не откровенные, а именно извращенные.

И всё это помножено на очень отрывочную, малопонятную историю, в которой сложно вычленить ключевые моменты - той же особенностью обладал и "Что ни день, то неприятности". Такое впечатление, будто садист-монтажер вырезал из канвы повествования некие важные моменты, и без них весь сюжет рассыпался, как карточный домик. Кажется, что ты вот-вот ухватишь смысл за хвост, но он постоянно ускользает. Ты ждёшь важную деталь паззла, но к финалу головоломка так и остается несобранной.

Такая особенность построения сюжета может дико раздражать, но может и дико интриговать - зависит от психологии зрителя. В любом случае, четких ответов на философские вопросы бытия лучше поискать в других фильмах.

Думаю, даже нет смысла говорить об актёрах и визуальном облике фильма - у хороших режиссёров любые актёры играют превосходно, и выглядит всё роскошно. Опыт не пропьёшь.

Однако я не стану рекомендовать это кино.

"Высшее общество" – совсем уж конченный артхаус, снятый для таких же законченных киноманов – пресыщенных, и переставших получать удовольствие от стандартных сюжетов. Да и вообще кино очень грязное, неудобное, депрессивное и неловкое - его тяжело смотреть. А местами – и вовсе неприятно.

Я не уверен, буду ли пересматривать «Высшее общество».

Но точно могу сказать – это был интересный опыт.

А посему – без оценки.

Рецензент: Мейн Хаус

Rambler's Top100