Есть такая категория фильмов, которые называются вестерны. Среди них встречаются свои шедевры, но в большинстве своём это убогое зрелище («Горбатая гора» тем более не в счёт). А есть один великолепный представитель жанра «истерн». Это «Свой среди чужих
» Таким фильмом вполне достойно завершать карьеру режиссёра. Никита Михалков, молодой режиссёр (фильм вышел в 1974−м году) начал с такой работы. И исполнил в ней одну из главных ролей. При всей лихости закрученного сюжета он подкупает прямотой и искренностью, выстраданностью на шкуре. Или вы думаете, что отправить друга на расстрел, за которого сам охотно пошёл бы под пулю (и неоднократно ходил, в атаках, в ночных перестрелках) это так, семечки полузгать? Тогда вы родились не в России и не знаете, как это: отец на сына, брат на брата.. и что такое Гражданская война. Не та, лубочная в «Неуловимых мстителях», а эта: война всех против всех, голод и разруха в умах, сердцах и душах. Брат на брата. Старший брат Егора Шилова, казачий урядник, воюет за белых. А младший ходит в чёрной кожанке, ночует в комнатушке с железной кроватью и портретом Ленина на стене и служит в ЧК. И неизвестно, кто из них прав. Но такие, как Егор готовы были отказаться от всего, что имели, ради победы, ради идеи. А среди белых, и тем более их недобитков, такой цельности не было. Господи, ну почему ж ты помогаешь этому.. кретину.. а не мне? Потому, что ты жадный. А даже бог велел делиться. И вообще помолчи, мне тебя ещё на себе переть
Крепкий сценарий (детектив с элементами боевика), крепкая режиссура (Никита Михалков буквально бульдожьей хваткой вцепился в сюжет и выжал его до последней капли), блестящая игра актёров (и каких актёров!) Впечатляющий бенефис Александра Калягина (Ванюкин, железнодорожник), Юрий Богатырёва (блестящий эпизод: Шилов на заседании в ЧК и после, поёт с начальником ЧК), Александр Пороховщиков (отчаявшийся, потерявший веру во всё начальник ЧК), Анатолий Солоницын (как он хорош в эпизоде с расследованием на месте убийства Шилова), Александр Шакуров (Забелин, комэскадрона), Никита Михалков (атаман Брылов), и, конечно, Александр Кайдановский (ротмистр Лемке). Отдельные же слова должны быть сказаны о музыке. Именно на этом фильме сложился тандем Н.Михалков Эдуард Артемьев. Та музыка, которую все, кто видел фильм, будут помнить всю жизнь называется «Три товарища» (думается, не случайно). Ротмистр Лемке, перестрелявший всех своих друзей и Шилов, которого друзья вынуждены отдать под расстрел между ними развивается такая сюжетная дуэль, равной которой не было, наверное, до «Отступников». Ну зачем, зачем тебе это.. зззолото?! Это, это нужно одному, а не всем Беда и величие в том, что тем, победившим, ничего не было нужно. Это потом на их место придут другие, жадные до всего. А они верили. Верили. Да мы верим, верим тебе Егор. Нам только правду надо знать, правду. Что? Что-о?! А как же я? А вы.. вы! Разбитое окровавленное стекло, прижавшийся лицами по разные стороны Шилов и Забелин. А прапорщик Лемке, стреляв в своих: и красных и, потом, друзей перестал быть своим. Он предал всё, хотя к тому времени у него ничего и не оставалось. Брось меня, я умереть хочу, слышишь? Я тебя как солдат солдата прошу!.. Именно это и оставалось делать белым: умирать. Как они делали это в течение всей войны. В армии А.И. Деникина не вручали российских наград (негоже за братоубийственную войну). И они умирали, бесславно, или выживали, как могли. ________________ Любопытный факт: слова песни из фильма написаны мамой Н. Михалкова Натальей Петровной Кончаловской. |