Маленькая барабанщица (Little drummer girl) |
25 марта 2019 |
Я уже много раз говорил, но повторю свою мысль: шпионские триллеры и шпионские детективы - одни из самых неблагодарных жанров в искусстве. Профессия шпиона излишне романтизирована Голливудом и дешевыми романчиками, и снять что-то более-менее приближенное к реальности - значит обречь зрителей на скуку. Ну вот нет в работе шпионов бесконечных погонь, перестрелок и прочего "движняка", который выгодно смотрится на экране. А есть там лишь утомительная слежка и наружное наблюдение, копание в бумажках и аналитическая работа. Не сильно зрелищные вещи. Кроме того шпионские триллеры частенько страдают из-за штампов и однообразной проблематики. Это почти всегда будет либо поиск "крота" в свои рядах, либо внедрение двойного агента во вражескую организацию, либо беготня за какой-нибудь флэшкой с секретной информацией. А универсальным моральным конфликтом обычно является крах идеалов. Главный герой перестает понимать, за что он сражается - за добро или за зло. Сюда же относятся внутренние конфликты типа «можем ли мы мочить врагов в сортирах, или это ставит нас на одну ступень с ними?» Но иногда всё-таки появляются хорошие произведения о буднях шпионов и контрразведки - обычно они основаны на романах Джона Ле Карре. В годы холодной войны этот писатель и сам работал шпионом, а потому прекрасно знает "кухню", о которой пишет. И хотя его имя ещё не гарантирует качества (на каждого "Шпион, выйди вон!" приходится один "Самый опасный человек"), но когда романам Ле Карре везёт с режиссёром, то результат обычно неплох. А уж когда за дело берётся корейский мастер Пак Чхан Ук - результат и вовсе прекрасен. Как прекрасна "Маленькая барабанщица". Counter-Terrorists Win?У британских сериалов - своё очарование. Короткие сезоны по шесть серий, никакого фансервиса в лице откровенного секса и насилия (чем злоупотребляют американцы), а эдакая чистая кинематография - ну а чего ещё можно было ожидать от BBC? Все смотрели "Шерлока" или "Острые козырьки" (а если не смотрели, то вот острые козырьки смотреть онлайн) Корейский режиссёр прекрасно чувствует свой материал, и шпионский детектив в его руках начинает играть совершенно безумными красками - причем в самом прямом смысле слова. Признаться, я впервые вижу такую изощренную работу с цветом в кадре - Пак Чхан Ук настолько смело и непривычно смешивает оттенки декораций и одежды героев, что это вызывает эстетическую эйфорию, как при созерцании хорошей живописи. Причем я не веду речь про неоново-кислотный, галлюциногенный эффект, свойственный фильмам того же Рефна. Нет, "Маленькая барабанщица" щеголяет более спокойной цветовой гаммой, однако эффект всё равно будоражит глаза - просто посмотрите первую серию и прочувствуйте этот эффект. Абсолютно ручная работа, я в восторге. Благодаря чудесному стилю, "Маленькую барабанщицу" можно легко поглотить за один присест - как огромный шестичасовой фильм (коим она и является). Но сериал славен не только стилем. Разумеется, здесь превосходно играют актёры - у хороших режиссёров иначе не бывает. Отдельно выделяются заслуженный ветеран Майкл Шеннон и старлетка Флоренс Пью. Первый откровенно отрывается в достаточно редком для себя амплуа "хорошего парня". До сих пор не понимаю, почему у этого парня нет оскара. Шеннон дьявольски хорош везде, где я его видел. Что касательно Флоренс Пью, то она совершенно не похожа на классическую красотку, но в то же время Флоренс просто очаровашка. Обратите внимание, как изящно она передает эмоции вообще без слов - легко вызывая то смех, то печаль. Флоренс Пью - это сердце всего сериала, тут и говорить нечего. Чуть меньше понравился Александр Скарсгард, сыгравший настолько замкнуто, что иногда вообще непонятно о чем его персонаж думает в кадре. Наверное, так и должен выглядеть настоящий шпион, но увы - "морда кирпичом" слишком уж некинематографична. Но в целом актёрский ансамбль у "Барабанщицы" просто сильнейший. Даже второстепенные террористы и сотрудники спецслужб вышли колоритными, но реалистичными героями. Превосходно. Что до сюжета - то да, он присутствует, и он увлекательный. Однако сценарий изрядно подпорчен теми самыми штампами, о которых я говорил в начале. Опять внедрение двойного агента, опять моральные метания а-ля "террористов нужно судить, а не убивать", и всё в таком духе. Создателей извиняет только то, что роман был написан в 1983 году, и эти клише ещё не были такими избитыми. Короче, если вы ничего не имеете против медленных и тягучих шпионских детективов с великолепным стилем и безупречной актёрской игрой, то идите и смотрите "Маленькую барабанщицу" прямо сейчас. Ну а если при слове "шпион" вам вспоминается Джеймс Бонд, то можно даже не дёргаться - уснёте к середине первой серии. Но даже в этом случае ваши сны будут красочными и эстетически выверенными. Рецензент: Мейн Хаус |