Именно так буквально переводится английское слово rock'n'roll. Какие ассоциации в первую очередь возникают при этом слове? Гитара, Элвис Пресли, дансинг-холл и танцующие пары. Партнер с нарочитой небрежностью подбрасывает партнершу под звуки зажигательной музыки. Парный бальный танец рок-н-ролл появился в Америке в середине 50-х годов. К родоначальникам этого танцевально-музыкального стиля можно отнести Элвиса Пресли, Чака Берри, Джерри Ли Льюиса, Бадди Холли и других. Легендарные группы "Роллинг Стоунз" и "Битлз" тоже продолжали традиции рок-н-ролла.
Мастера спорта международного класса Елена Рукосуева и Вячеслав Хлопков, клуб "Спартак-профсоюзы", г. Москва
Этот танец отличается крайней экспрессивностью, изобилием хореографических поддержек, быстрым темпом исполнения. Музыкальный размер рок-н-ролла - 4/4.
На сегодняшний день популяризирует этот вид спорта и руководит его развитием в нашей стране Федерация акробатического рок-н-ролла России. Она тесно сотрудничает со Всемирной конфедерацией рок-н-ролла (WRRC), которая является ассоциированным членом Международной федерации танцевального спорта (IDSF). Участие в работе IDSF ведется на уровне президента WRRC Вольфганга Штойера.
Федерация акробатического рок-н-ролла имеет 15 региональных отделений. Более всего клубов акробатического рок-н-ролла в Москве - 18. Первые официальные соревнования по акробатическому рок-н-роллу прошли в марте 1987 года в Москве. Победителями первого турнира стали Елена Ананьева и Вячеслав Хлопков. Сейчас Елена руководит одним из московских клубов, а Вячеслав по-прежнему танцует и является одним из ведущих спортсменов М-класса.
Президент Федерации акробатического рок-н-ролла России Андрей Ананьев
Андрей Ананьев, президент Федерации акробатического рок-н-ролла, побывал в редакции журнала "Пируэт".
История самого Андрея очень интересна. Он занимался в конце 80-х в одном из первых рок-н-ролльных клубов как любитель (основная профессия Ананьева - авиадиспетчер в Шереметьево). В клубе он повстречал очаровательную девушку Елену. Она была руководительницей танцевальной группы. Андрей влюбился в свою наставницу, женился на ней. А потом?
АА: Я понял: надо браться за это дело серьезно, чтобы помочь людям, которые профессионально занимаются рок-н-роллом, получать удовольствие от своей деятельности.
П: В бальных танцах существует несколько официальных категорий. А как в рок-н-ролле?
АА: Акробатический рок-н-ролл условно делится на "детский" и "взрослый".
В "детском" рок-н-ролле деление на категории участников происходит по возрасту. В категории "Младшие юноши" могут выступать дети до 12 лет, в категории "Юноши" выступают те, кому не исполнилось 15 лет, а в категории "Юниоры" - участники до 18 лет. Здесь следует учитывать, что возраст спортсменов определяется по их году рождения, т.е. у всех наших молодых танцоров единый "рок-н-ролльный" день рождения - 1 января. "Взрослый" рок-н-ролл подразделяется на три класса: "А", "В" и "С", в основном в зависимости от уровня сложности акробатических элементов, которые исполняют спортсмены в своей программе "Акробатика". Соревнования по каждому классу проводятся раздельно. В "С" классе исполняется одна программа с элементами полуакробатики и простейшей акробатики. Спортсмены "В" класса танцуют две программы: "Техника ног" (быстрый танец) и "Акробатика", в которой допускается, за небольшим исключением, выполнение элементов парной акробатики с обязательным контактом партнера и партнерши. В "А" классе три программы: "Техника ног", "Обязательная" и "Акробатика". В двух последних исполняются "полетные" акробатические элементы высшей категории сложности.
П: А могут ли дети в своих программах исполнять акробатику?
АА: До сих пор среди наших специалистов ведется теоретический спор о том, правильно ли мы еще в 1991 году ввели у "Юниоров" и "Юношей" программу "Акробатика", аналогов которой нет на Западе. Есть среди наших тренеров сторонники европейского пути развития рок-н-ролла. У них дети акробатику не танцуют. Другие специалисты (и их большинство) считают, что начинать выполнять акробатические трюки в 15 лет поздновато: ведь ребята начинают заниматься с пяти-шести лет. Десять лет танцевать один танец неинтересно. Ребятам интереснее в танце крутануть девочку вокруг себя, посадить ее к себе на колени, подбросить. Чтобы было все по-настоящему, как у взрослых.
Мастера спорта международного класса Динара Бедретдинова и Андрей Барданов, клуб "Хамовники"-ДЮСШ 29, г. Москва
Поэтому мы и разрешили "Юношам" в своих акробатических программах исполнять элементы, предусмотренные для "С" класса, а "Юниоры" могут исполнять элементы "В" класса.
Belly DanceКаковы истоки танца живота / арабского танца? - предлагаем ознакомиться со статьей Лолы Саидзаде о Belly dance (танец живота). Поэзия и магия танца живота Женская красота ценилась во все времена, особенно на Востоке. Женщина должна была уметь владеть не только взглядом, разговорной речью, а также своим телом. В Египте пять тысяч лет тому назад в храмах, посвященным таким богам, как Басх, Исида, во время богослужения и молитв имел место храмовый танец
Стефани Брито: В образ Самиры вошла за неделюСтефани Брито: В образ Самиры вошла за неделю Маленькая бунтарка Самира покорила столько сердец, что исполнительница этой роли Стефани Брито внезапно превратилась из незаметной актрисы-подростка в звезду. На нее посыпались звонки и письма поклонников, к ней толпами побежали журналисты с вопросом, как она в 15 лет сумела достичь такого успеха. Очень просто: судьба практически всех детей-актеров в этом отношении одинакова
Индийские танцыКатхак - это классический танцевальный стиль Северной Индии. Термин "катхак" произошел от слова "катха", что означает "рассказ", "история". Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана
Таким образом, когда юниорские спортивные пары подходят к взрослому рок-н-роллу, они уже подготовлены в плане акробатики. В этом случае мы можем говорить о преемственности детского и взрослого спорта. Думаю, что окончательную точку в нашем споре поставит ближайшая конференция Федерации. На ней мы планируем впервые Официально утвердить Программу дальнейшего развития акробатического рок-н-ролла, где будет решен и этот вопрос.
П: Одна из особенностей бальных танцев состоит в том, что соревнования судят тренеры пар. Как обстоит дело с судейством у Вас?
АА: Во всех субъективных видах спорта - фигурном катании, бальных танцах - судьями являются тренеры.
Мы же изначально поставили так, что у нас судейский корпус будет формироваться не из тренеров. У нас нет ни одного тренера-судьи. Это потрясающий факт для субъективного вида спорта. Как развести две пары на площадке, если они обе идеальные? Вероятность субъективного подхода очень велика. На последнем Чемпионате мира среди юниоров в Санкт-Петербурге один из наших специалистов спросил у немецкого судьи: "Почему Вы не отдали предпочтение этой паре?" - "Ты знаешь, их болотный цвет костюма я с детства не люблю", - был ответ.
Кто же у нас судит? Мы активно работаем со спортсменами, которые уже закончили свои выступления. Мы их не упускаем из своего поля зрения, начинаем с ними разговаривать, предлагать продолжить жизнь в рок-н-ролле. Очень важно, чтобы у человека, который оставляет большой спорт, была уверенность в своем будущем в нашем виде спорта. Судейство предоставляет такую возможность.
П: Какие задачи Вы ставите перед собой?
АА: Мои усилия и усилия Федерации прежде всего направлены на становление нашего вида спорта с точки зрения его четкой структуры, правовой и нормативной базы. Хотелось бы в ближайшее время получить общероссийский статус для нашей Федерации. Мы зарегистрированы в Олимпийском комитете, у нас есть договор с Госкомспортом России, но мы не общероссийская организация. Мы организуем и проводим много соревнований. Только официальных рейтинговых в сезоне - 9. Кстати, 30 октября во Дворце спортивных единоборств ЦСКА прошел Открытый Чемпионат России по акробатическому рок-н-роллу. Наши спортсмены участвуют и во многих международных турнирах в составе сборной России. Как правило, российские пары обязательно попадают в финал международных соревнований, нередко становятся призерами и победителями. Лучшей парой за 1998 год, по рейтингу WRRC, стали Ирина Третьякова и Олег Кустов. В России, особенно в Москве - сильная рок-н-ролльная школа. В этом плане хорошо обстоят дела еще в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Калининграде.
Мастера спорта международного класса Ирина Третьякова и Олег Кустов, клуб "Спартак - профсоюзы", г. Москва
Хотелось бы наладить связи с производителями спортивной одежды, необходимых атрибутов. У спортсменов быстро изнашивается форма. За тренировочный сезон летит по 3-4 майки. Наши спортсмены бегают по всей Москве в поисках обуви для тренировок.
И еще есть смысл подумать о коммерческом приложении нашего вида спорта. Чтобы мы привлекали не только спортсменов, но и любителей. Люди, которые состоялись в жизни, совершенно спокойно могут заплатить определенную сумму за обучение рок-н-роллу. Это замечательный вид спорта, очень эмоциональный и яркий, приносящий массу удовольствия человеку, который им занимается. Такие клубы явились бы той финансовой основой, на которой и родится настоящая индустрия акробатического рок-н-ролла. У меня есть идея создания специализированного дансинга, куда бы приходили нормальные, цивилизованные люди, которые любят танцевать рок-н-ролл.
Автор: Наталья МАТВЕЕВА
Опубликовано в журнале "Пируэт".