Сюрреалистическая вселенная, самодвижущиеся города
Прочитала ряд статей и рецензий о фильме "Хроники хищных городов", где часто вижу адресацию к Питеру Джексону, выкупившему права на их экранизацию. Однако в фильме он выступил только как продюсер и сценарист, и, конечно, в соавторстве с Филиппой Бойенс и Фрэнсис Уолш, а вот режиссуру отдал дебютанту-режиссеру Кристиану Риверсу, мастеру визуальных эффектов, знакомому по прошлым совместным работам.
Думаю, сюжет фильма Mortal Engines, основанный на романе Филипа Рива "Смертные машины", состоящего из нескольких частей, да и сама история о самодвижущихся городах предполагалась как фантастический блокбастер. Однако нам с экрана показана другая история, которая мало совпадает с заявленным названием - "Хроники хищных городов", т.к. нет ни хроник, ни множества хищных городов. На обломках цивилизации, сохранившейся после далекой 60-минутной войны, пустынные просторы бывшей Европы рассекает "гусеничный" Лондон, поглощающий мелкие города для поддержания своего энергетического баланса, в котором, как и в фильме "Сквозь снег", люди, их социальный статус не однородны: высшие и низшие эшелоны отделены друг от друга возможностями, уровнем комфорта и обеспеченностью ресурсами.
Основная интрига сюжета развивается вокруг трех главных персонажей: мстительницы Эстер Шоу (Хера Хилмар), рядового лондонца - работника музея, втайне складывающего артефакты, Тома Нэтсуорти (Роберт Шиэн) и бывшего историка и главного злодея, сторонника радикальных перемен - Таддэуса Валентайна (Хьюго Уивинг), хотя планы Валентайна контролировать мировые ресурсы мало отличаются от тех, которые привели цивилизацию к гибели.
В "Хрониках хищных городов" сталкиваются не только люди, характеры, но и мировоззрения, разный подход к развитию цивилизации. Движение города-хищника на восток, к стене, закрывающей неизведанные территории, тоже символично. Ведь в своё время китайцы построили другую, Великую стену именно для того, чтобы защитить себя от нашествия иноземных племен и сохранить свою территорию, культуру и самобытность. В фильме явно просматривается подтекст, основанный на современных политических реалиях - взаимоотношениях Европы, Великобритании, США и Азии, а также опасность третьей мировой войны, экологической катастрофы, нехватки природных ресурсов и др.
Если задуматься, сюжет достаточно актуальный, с большим заделом, огромной перспективой и бюджетом, которого не было в запасе у того же киберпанка "Апгрейд". Однако Upgrade справился со своей задачей блестяще: фильм получился насыщенный, динамичный и фантастически интригующий. А что же получилось с Mortal Engines в нашем случае?
Как видно из интервью с Питером Джексоном, "Хроники" основаны на всех 4-х книгах Рива сразу. Однако это только мешает сюжету и раскрытию образов, ведь мы сталкиваемся с большим количеством героев и переплетающихся линий, развитие которых сложно показать за один фильм. И хотя Джексон говорит о приоритете диалогов, персонажей, а также о попытке показать как можно глубже, интересней их внутренний мир и ход мыслей - этого не случилось. История о самодвижущихся городах, как и весь сюжет, показана красочно, но без особой глубины и проникновения в характеры.
Многие ли из вас испытали страх, сопереживание, а не любопытство, когда Том - рядовой лондонец, вдруг оказался выброшенным за пределы родного города, на неизведанной территории, где нет лязга машин и гусениц, а только тишина и пустота; или когда Эстер вспоминала свое одинокое детство и потерю матери. А ведь у Эстер для мщения был глубокий мотив, который не только заставил её рискнуть всем, но даже помог проникнуть в город и совершить покушение на жизнь Валентайна. Этому вторит и слоган фильма: "Некоторые шрамы никогда не заживают". Однако фильм оказался не только об этом... Или не совсем об этом.
Если определять жанр Mortal Engines, то больше всего его можно отнести к стилю дизельпанк, ведь фильм буквально прославляет индустриализацию, гигантскую урбанизацию, машину. Самодвижущиеся города, в частности, Лондон - это какой-то апофеоз любой технике и всем механизмам. В таком городе есть место как дизайну, красивым вещам, старинной архитектуре, музею, так и артефактам, жерлу завода, паровым трубам или военной технике. Поражают воображение конструкции мигрирующих городов, их мобильность и необыкновенная маскировка.
Надо отметить, визуальная составляющая "Хроник", спецэффекты имеют явные преимущества перед драматургией фильма и глубиной образов или характеров. Так, картины нового мира, самодвижущиеся города и воздушная гавань, разнообразие форм планолётов, аэропланов и дирижаблей, костюмы персонажей и многое другое - всё очень продуманно, образно и феерично.
Не знаю, можно ли было углубить характеры некоторых персонажей, например, Пандоры Шоу - матери Эстер или воспитавшего Эстер воскрешенного Шрайка; нужно ли сравнивать Mortal Engines с другими фильмами, такими, как "Водный мир", "Аватар", "Безумный Макс" и пр. По-моему, фильм, не взирая на недостатки, аутентичный, в нём нет ничего общего ни с "Голодными играми", ни с "Бегущим в лабиринте", ни с другими франшизами, несмотря на элементы и эпизоды, которые напоминают известные киноэпопеи. Надо отметить оригинальность самого сюжета, его своеобразие и красочность.
Очень хорошо, что кастинг фильма прошел в пользу молодых, новых лиц, которыми стали Хера Хилмар и Роберт Шиэн. Их дуэт, хотя и был прорисован штрихами, вызывает симпатию. А вот роль Хьюго Уивинга - своеобразного "серого кардинала" и носителя главного зла в фильме, не вызывает каких-либо особых ощущений, видимо, из-за завышенных ожиданий и предыдущих, более глубоких ролей этого замечательного актера.
Завершая, могу предположить, что у Mortal Engines найдутся как сторонники, так и противники. Не хочу подымать против себя "волну", я уважаю мнение каждого, но, по-моему, фильм красочный, посмотреть его можно, и даже семейно, тут я согласна с другими рецензентами. Насколько я знаю, не все являются любителями авторского или проблемного кино, иногда хочется просто расслабиться, снять напряжение, что я и сделала. А учитывая многогранность фантастики и стирание границ между её жанрами, я бы дала своё определение "Хроникам хищных городов" - это ни сай-фай, антиутопия, фэнтези, дизель- или стимпанк, а скорее приключенческая фантастика в сюрреалистическом будущем.
Удачного вам просмотра!
|