Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души
напополам!
Гибель подводной лодки "Курск" в августе 2000 года обрела художественное обрамление. Дань памяти ста восемнадцати членам экипажа нашедшим покой в акватории Баренцева моря нам к рассмотрению. Ожившая страница истории в драматических перипетиях о нескольких днях трагедии, потрясших мир.
Фальшь? Домысел? Практически исключены. Здесь версия к ознакомлению. И что же?
Достаточно противоречивое кино по своей сути. Ему и веришь, и не веришь одновременно. Почему? О России и про Россию нужно снимать отечественному режиссёру. И рассказывать о нас нам самим лучше тоже "аборигенам". Если конечно кино не несёт элемент комедийного эпатажа. Иначе многое из жизни общества вызывает ироничную улыбку. И хорошо если снисхождения. Тут именно этот случай. Судите сами - вниманию зрителей холодное, как воды северных морей кино от датского режиссёра Томаса Винтерберга. В продюсерах - французская бригада "обеспечения успеха" с Люком Бессоном во главе. Сценарий принадлежит - американцу. Кинооператор - британец. А страной произведший продукт, заявлены Бельгия и Люксембург. Каково? Целый мир в миниатюре, так сказать. Космополитизму, ура!
Конечно же никого из означенных уважаемых господ под сомнение ставить не приходится. Их опытность и мастеровитость послужными списками наград и медалей. Возраст, порукой. Вот только "замахнулись" они ни на красоты скандинавских фьордов, ни клошар рассматривают в парижской достопримечательности, ни английским аристократическим чаепитием тешатся, а окунулись в военно-морскую "рыбалку" с элементами "загадочной русской души". И раскручивают тему "всем миром" по установленным кинематографическим законам. А Россия, - говоря словами генерала Черноты, из небезызвестного фильма "Бег", - не вмещается в шляпу, господа. Не вмещается.
Начало картины (и окончание, отчасти) - точь в точь повторение работы Майкла Чимино "Охотник на оленей". Там ватага русских парней (дети эмигрантов) из американской глуши чудят перед отправкой во Вьетнам. Здесь, всё тоже самое. Там - свадьбы, церковное пение, застолье. И здесь - как под копирку вся атрибутика. Там - чуть более 3 часов общий хронометраж - и "есть где разгуляться" частностям. Здесь - около двух, и именно поэтому, не до тонкостей. Беспечность, удаль, общая радость лицами "большого сбора" вступлением картины и тот же "большой сбор", но с совершенно иным финалом под горечь отчаяния, боли, тоски в окончании мостками от "Курска" к "Охотнику на оленей". "Здравица`песнопения сменяется леденящим "За упокой душ". Ничего не поделаешь - американский сценарист хорошо знает классику. Работает по ней прицельно точно. Если зритель не сможет провести логические параллели между фильмами, умиление от зрелища, гарантировано. В противном случае - плагиат "чистой воды", узрите.
Фильм подан несколькими сюжетными линиями. Борьба за живучесть внутри потерпевшего бедствие судна и группа спасшихся моряков рассчитывающая на эвакуацию - первый посыл. Должностные лица вовлечённые в процесс помощи - второе звено. Семьи у материковой черты - третья составляющая общей канвы. Многообразие лиц с минимумом углублённой проработки отличительная особенность этого зрелища. Чета Авериных, да ещё персонаж Колина Фёрта напоминают актёрскую братию, остальные - ни лиц, ни характеров - мебельная декорация в различных вариациях. Микаэль Нюквист сыграл здесь свою последнюю роль. Наверное так оно и было, но я его ни углядеть, ни разглядеть не смог. Может быть в эпизоде мелькнул?
Макс фон Сюдов напомнил Адольфа Гитлера из фашистской хроники (прошу прощение за подобное сопоставление). Там нацистский вождь улыбаясь напутствовал готовящихся к бою двенадцати-четырнадцатилетних юнцов, в умилении пожимая ручки детей и тут старческая немощь в том же порыве.
Фильм интересен как повествовательный рассказ о произошедшем. И не более того. Трагедия, свидетелями которой мы становимся, оставляет некий осадок досады. И адресован он создателям - упрощённая скудость зрителям демонстрацией, однобокость посыла без малейшего перламутра цвета в палитру. Опять всё русское, от самых низов до верхов будь то люди, лица, действия - чёрным мазутом краски. Олухи и бездари всех мастей тут в пиршестве. Не могут, не способны, несостоятельны - вот расклеенные ярлыки мундирам и погонам. Так это знакомо, так это привычно. Ну, сколько можно?
И красной нитью через всю ленту мучительный взгляд беременной женщины ждущей возвращения своего мужа. Едва ли не единственная чистая, незамутнённая жемчужина выпадающая из мусора этого хаоса. Но и у неё свои претензии, и у неё свой счёт...
Так что же произошло? Что стало причиной? Теракт? Столкновение с американской лодкой? Взрыв в торпедном отсеке? Что потопило 154-х метрового гиганта? Гиганта высотой в шестиэтажный дом? Голиафа стоимостью во многие млр. рублей? Одна из версий, официально принятая, будет открыта после просмотра картины. Другие, каждый из нас волен самостоятельно почерпнуть на просторах информационного пространства. Мне было интересно пересмотреть ряд документальных фильмов по данной теме. Необычными показались и короткие сюжеты-комментарии из всемирной паутины. Следом за художественным, "потянуло" на логику искренней истинности. |