Чего я ждал от новой «Пятницы, 13»? Лесной непролазной глуши, подернутой холодным туманом. Огоньков костра, отражающихся в глазах беспечных путников, рассказывающих страшные сказки про бугимена. Блеска мачете. Бездонных дыр вместо глаз на маске Джейсона Я ждал этого. И я это получил. Скрещивание «Пятницы, 13» и «Кошмаров на улице Вязов» в 2004-м толком не сработало, и теперь окончательно понятно, почему: слишком разные концепции. Фильмы про Фредди Крюгера были эдаким балаганом ужасов, комнатой смеха с камерой пыток в одном флаконе. Ленты про Джейсона всегда были нарочито лаконичны, прямолинейны и сделаны без тени улыбки, с каменным лицом (то бишь, маской). Запутавшись в тиражировании образа хоккеиста-утопленника, владельцы франшизы в начале 90-х превратили его в странствующего духа, перетекающего из тела в тело методом «рот в рот», а в начале 2000-х запустили Джейсона на орбиту и распылили в космосе. Плясать дальше было просто некуда, поэтому в ход пошел многократно проверенный в новом тысячелетии маркетинговый ход (новые «Техасская резня бензопилой», «У холмов есть глаза» и т.д.): то же самое, только жестче, злее, с хрустом костей, чтобы как в «Пиле-2»: крови будет много. Режиссер «Резни» Маркус Ниспел все сделал, как просили, сохранив столь важный для «Пятницы» элемент, как секс. В молодежных фильмах ужасов слияние эроса и танатоса всегда было важным элементом, но именно «Пятницы» возвели это в ранг шаблона, «золотого стандарта», негласно сформулировав «правила выживания в хоррорах», которые цитируют персонажи фильма «Крик». Поэтому когда в прологе новой «Пятницы, 13» молодые прожигатели жизни углубляются в лес, где курят травку и разбегаются по кустам, становится ясно, что Джейсон уже рядом. Я все гадал: будет ли новая «Пятница, 13» вольным сиквелом, или ремейком. На деле, это оказался фильм-дайджест. Обезглавливание мадам Вурхиз и эффектное всплытие товарища из озера взято дословно из первой части, первое появление Джейсона с мешком на голове и взятие его «на понт» образом мамочки из второй, обретение хоккейной маски взято из третьей серии, утопление Джейсона на дне озера и маска крупным планом на дне из шестой Как в ускоренной перемотке, мол, смотрите, поколение-next, вот что вы пропустили в 80-х. Меня эти повторы ничуть не раздражали напротив, вызывали то самое светлое ностальгическое чувство, которое и превращает раскрученные ремейки дешевых фильмов прошлого в золотое дно. Впрочем, как истинные творцы, авторы новой «Пятницы» приготовили кое-что новенькое. Во-первых, новый Джейсон стал сентиментальнее: держит в укромном месте мумифицированную голову матушки (привет Норману Бейтсу?), и даже сохраняет жизнь одной из жертв по смутно обозначенным причинам а ведь до сих пор все, кто попадался ему на пути, погибали без промедления: Джейсон палач, а не тюремщик. Так что сцены, где плененная жертва взывает о помощи из глубин подвала, навеяны, скорее, «Техасской резней», чем оригинальными фильмами о Хрустальном озере. Во-вторых, как помнят фанат жанра, Джейсон крайне редко пользовался иными средствами для убийства, кроме колюще-режущих предметов: топор, багор, классическое мачете (жидкий робот из «Терминатора-2» явно у него учился). Так вот, Джейсон-2009 куда более изобретателен. Он ставит на жертв капканы, подвешивает бедолаг в мешке над костром, и даже стреляет из лука метко, как Робин Гуд. Да у него пальцы распухли в могиле так, что он шнурки не завяжет, не то что узлы вязать и стрелять по мишеням! И вот тут и кроется, на мой взгляд, серьезный (хотя и не смертельный) недостаток новой версии. Авторы как-то подзабыли, что Джейсон мертвец. Исчадие ада, он умер ребенком, но каким-то сверхъестественным образом рос, рос мертвым, вымахав от первой до второй серии до двухметрового детины в комбинезоне. Его глаза слепы, тело покрыто грязью десятилетней давности, все его кости сломаны, одежда давно превратилась в лохмотья. Он двигается, как утопленник по речному дну грузно и неспешно. Не таков Джейсон-2009. Он проворен и шустр, бегает, как спринтер, сигает по крышам аки Бэтмен, под его маской видна чистая, как у младенца, шея. Боже мой, у него даже костюмчик притален! В результате, он больше похож не на Джейсона, а на других проворных лесных маньяков таких, как семейка каннибалов в «Повороте не туда», или на самоделкина-Саймона в жутике «Саймон говорит». В итоге, явление Джейсона народу сегодня, в пятницу, 13, вполне соответствовало поставленным перед ним задачам. Добавлю, что глядя, как ведут себя нынче подростки в кино (попавшиеся мне соседи-тинейджеры отрывались, как на американских горках: орали, взмахивали руками, вскакивали с мест, выбегали из зала и вбегали обратно) понимаешь - дело Джейсона еще не закончено. Вокруг столько несознательных товарищей, которые так и нарываются на неприятности :-) P.S. Специально для математиков: на всех афишах название фильма набрано, как «Пятница, 13-е». Если вспомнить, что число «е» в математике равно округленно 2.7, в результате вычитания получим: «Пятница, 13-е» = «Пятница, 10.3». Оно и правильно предыдущая серия «Пятницы» была 10-й, а новая на самостоятельный номер не претендует. Вот и получается, «Пятница, часть 10 с хвостиком» (с) «КЛУБ-КРИК», 2009 |