Сборник советских фильмов я взял из родительской коллекции, чтобы в очередной раз совершить ностальгическое кинопутешествие во времена своего детства и вспомнить, милые сердцу, образы знакомых персонажей. Я выбрал фильм «Семь нянек» и через несколько минут просмотра понял, что вижу его впервые.Каким-то чудом, за столько лет, я так и не удосужился его посмотреть!
Как завороженный посмотрел фильм первый раз. Ещё, более сильное ощущение испытал, когда посмотрел его во второй раз. В «растрёпанных чувствах» начал искать в интернете какую-либо дополнительную информацию о фильме.
В числе скромных данных про режиссёра и актёров картины «Семь нянек», были и разные комментарии к фильму. Среди них оказался отзыв некоего Бугаги, который в последних строчках своего комментария написал -«Соцреализм, блядь. Насколько помню, Ролан Быков ведь хороший режиссер И такое подчеркнуто-омерзительно идеологичное говно.
Стоит ли говорить, чем все кончается? Хотя я до конца почему-то не досмотрел - не обижусь, если мне расскажут, как именно пацан исправился и встал на путь истинный.»
Мне понятно настроение Бугаги, который задорно и от души ругает фильм, аппелируя к неправдоподобию и лицемерию картины. Тем не менее хочется последовательно возразить ему и попытаться выполнить просьбу рассказать, «как именно пацан исправился и встал на путь истинный»
Дебютный фильм режиссёра Ролана Быкова «Семь нянек» был снят в 1962 году. Уже, хотя бы поэтому, он попадает в разряд фильма эпохи соцреализма, со всеми присущими ей социалистическими шаблонами. Однако, очевидно, что с самого начала, режиссёр вплетает в ткань картины какой-то лёгкий провокационный диссонанс и, таким образом, бросает вызов законам обычного киношного «соцреализма». Паралельно в фильме существуют, как-бы, две идеологические линии. Одна, как и должно, воспевает труд советских людей и в очередной раз утверждает правильность выбранного социалистического пути. Другая, менее видимая линия, живёт по своим законам, она активно борется с первой и фильм, кажется, предстаёт совсем в другом свете. Злой, правдивый, и всё же с элементами нереальности происходящего, он постоянно провоцирует на неадекватность оценки и заставляет уйти в мир собственных вопросов и сомнений.Фильм интересен своей провокационностью и парадоксальностью, однако финал его как раз соединяет две борющиеся, между между собой линии, в единое целое. И это целое, уравновешивает и примиряет личное с общественным и общественное с личным. Как на уровне идеи, так и на уровне сюжета.
Фильм начинается кадрами академического интерьера концертного зала филармонии, «храма искусств», где мы, среди прочих советских зрителей, видим лица главных героев картины. Дирижёр взмахивает палочкой, и затаившие дыхание зрители слушают музыкальную симфонию, а мы, зрители картины, наблюдаем фантастическую историю превращения молодого воришки и собственника в сознательного и честного человека .
Будто бы пригрывая гамму от ноты «до» до ноты «си», рабочие молодёжной бригады часового завода по очереди делятся с нами своими откровениями о смысле жизни. «Жить надо для людей», «жить надо так, как до тебя ещё никто не жил», «жить надо просто» и так далее. Семь нот семь человек, и семь разных откровений. Чем же руководствуется молодёжная бригада сборщиков часов, взяв на себя ответственность за воспитание другого человека? Прежде всего тем, что вся бригада живёт по одному главному принципу - «общественное превыше личного». Это и есть тот крепкий узел, что сплачивает ребят и то, благодаря чему, они и берут на поруки «трудного подростка» Афанасия Полосухина.
Подопечный Полосухин как раз не считает, что общественное должно быть превыше личного и живёт сообразуясь со своими индивидуальными принципами. Он считает, что жить нужно только для себя. При этом, он абсолютно уверен в том, что люди, которые стараются жить по другим принципам, лишь умело маскируют свои корыстные мотивы.В этой его уверенности, на мой взгляд и заключён главный конфликт фильма «Семь нянек». Противостояние личного общественному и наоборот.
Разница в образе главного героя «Семи нянек» с большинством образов отрицательных героев других советских фильмов, заключается в том, что нам нравится этот очаровательный подлец и врун, Афанасий Полосухин. Нравится его хваткость, находчивость и изобретательность. Образ «отрицательного» Полосухина удивительно дублируется в сюжетах многочисленных телесериалов. Современный сериальный «полосухин» - это уже не заблудившийся в пороках юноша, а уверенный молодой человек, знающий себе цену, особо не разборчивый в средствах, купающийся в деньгах и девичьих слезах. Чем не образ «обаятельного подлеца», героя современности?
Возникает естественный вопрос как смогли семь молодых романтиков убедить в своей правоте, куда ещё более молодого и неисправимого реалиста Полосухина. Ролан Быков даёт чёткий ответ - только личным примером и способностью прощать. Пускай поступки ребят кажутся подчёркнуто идеологичными, а проще говоря, утопичными, но они куда лучше и краше поступков, других проходящих персонажей фильма, встретившихся на жизненном пути главного героя.
И режиссёр не маскируется «соцреализмом», а уверенно равенчивает эту утопичность. Он «с небес на землю» опрокидывает все надежды молодёжной бригады - воспитать подростка «по своему образу и подобию». Полосухин остаётся подлецом и вруном, а усталые и оскорблённые в своих чувствах «няньки» признаются, что «не справились». И казалось бы всё - старшие товарищи разводят руками, сверстники смеются над ними, глядя в стенгазету, а Полосухина скоро увезут обратно, в колонию.
В фильме Ролана Анатольевича Быкова «Семь нянек», добро побеждает зло. Добро рождается в сердцах «золотой бригады». Эти ребята способны прощать зло, а значит, способны и любить. Они бросаются вслед за человеком, ставшим им, уже почти сыном. «А хороший сын или бракованный На склад не вернёшь, не обменяешь!» «Семь нянек» догоняют Полосухина на перроне и здесь уже происходит интересная метаморфоза с этим прожжённым подростком, никогда не знавшего любви отца и матери.Окружённый любящими людьми, он не врёт и не притворяется. Он радуется вместе со всеми и слёзы раскаяния градом льются у него из глаз. Рождается человек, способный верить людям и радоваться окружающему миру.
Фильм Ролана Быкова не только про то, как «пацан исправился и встал на путь истинный», а, в основном, про то, что нужно человеку для счастья. Оказывается, не так уж и много - «две руки, голова и сердце». |